Почему Рош а-Шана предшествует Йом Кипуру? (рав Михаэль Хен)
Мы находимся на пороге «Грозных дней». Через считанные дни наступит Рош а-Шана – День суда для всего человечества. После этого святой и вызывающий трепет день – Йом Кипур – день прощения и искупления грехов, день безграничного милосердия.
Возникает вопрос, почему Всевышний установил именно такой порядок, ведь на первый взгляд Йом Кипур должен был бы предшествовать Рош а-Шане – на суд следует идти после прощения грехов, чтобы удостоиться хорошего приговора! Тот же, кто не использовал возможность совершить чистосердечное раскаяние в Йом Кипур, тот пусть получит по заслугам в День суда на Рош а-Шана!
Несмотря на то, что в каждой заповеди скрыта неимоверная глубина и мудрость, мы всё же должны стараться в меру своих ограниченных возможностей понять суть и смысл заповедей.
Размышляя о сути Рош а-Шана и Йом Кипура, мы можем понять, что Всевышний установил действительно правильный порядок. Постараемся объяснить это с помощью современной притчи:
Человек, желающий приобрести машину, дом или совершить любую другую дорогую покупку, по всей видимости, захочет получить существенную скидку от заявленной цены. К кому он обратится? Кто сможет предоставить большую скидку? Если покупатель обратится к рядовому продавцу, то, если он и сможет снизить цену, то лишь незначительно. Если адресовать просьбу директору офиса, то, наверное, он предложить скидку в 10-20% - большее не в его компетенции. Если же обратиться к владельцу, то можно говорить о чём-то более существенном.
Подобно этому и в нашем случае: когда мы хотим попросить прощения, хотим добиться снятия с наших плеч бремени грехов, только сам Владелец – Царь царей, Всевышний, может действительно простить нас и снять с нас груз прегрешений. Поэтому, прежде чем мы возвеличим Его, признаем Б-га Царём над нами, как мы можем просить Его о прощении?
Поэтому, прежде всего, наступает Рош а-Шана – день, в котором мы воцаряем Всевышнего над всем миром и над нами (важно не забыть, что не только над миром, но и над нами лично!), и только после этого, в Йом Кипур, мы можем просить прощения у Царя мира.
Одна из причин трубления в шофар в Рош а-Шана – воцарение царя. Так написано у ришоним, например, рав Саадия Гаон перечисляет эту причину как одну из десяти.
Подобную логику мы находим также и в чтении «Шма Йисраэль». Мудрецы объясняют нам, почему отрывок «Веаавта» («И возлюби») предшествует отрывку «Веая им шамоа» («И будет, если послушаетесь»), следующим образом. Прежде чем принимать на себя бремя заповедей, следует принять на себя бремя Царства Небесного (то есть воцарить Б-га над собой).
Также и сегодня, когда солдат призывается, то прежде он принимает присягу, а только затем становится полноценным солдатом.
Выходит, что установленный Всевышним порядок – сначала Рош а-Шана, а потом Йом Кипур – имеет под собой серьёзное и достаточно понятное (даже нашими силами) обоснование.
В заключение хотел бы также дать совет, который я слышал от духовного наставника (машгиаха) – рава Шломо Вольбе, благословенной памяти, о том, как удостоиться хорошего приговора в День Суда. Машгиах привёл следующую притчу:
Некий человек, не дай Б-г, оказался должен крупную сумму денег налоговым органам и вследствие этого отправился в бега. В какой-то момент правительство решило устроить налоговую амнистию для всех тех, за кем числятся налоговые нарушения. Согласно постановлению они могли добровольно прийти в налоговую и погасить задолженность, а взамен получить и освобождение от ареста, и существенную скидку и более того удобные условия для постепенного погашения долга. Этот человек пришёл в налоговую и сообщил, что готов погасить задолженность платежами в 100 долларов в месяц. В ответ на это ему сказали, что таким темпами он не успеет расплатиться за всю свою жизнь, ещё и внуки его будут расплачиваться по этому графику… «Вы объявили, что пойдёте на встречу тем, кто добровольно явится с повинной. Вот я пришёл и максимум, что я могу сделать, это гасить этот долг такими платежами, большего, к сожалению, я объективно не могу себе позволить на данный момент». В результате он действительно получил добро на такие условия и перешёл в разряд добропорядочных налогоплательщиков, выплачивая всего 100 долларов в месяц.
Подобно этому, сказал рав Вольбе, если даже у человека есть очень многое, что требует исправления, но он делает искреннее раскаяние по крайне мере в чём-то одном, он может получить статус «бааль тшува» (возвратившегося и прощённого) и быть записанным в Книгу Хорошей Жизни вместе с праведниками, совершившими полное раскаяние. И это действительно стоящий совет, который под силу каждому!
Похожее написал также и святой РаШаШ в своих проповедях на Рош а-Шана в конце книги «Эц Хаим».
Да будет на то воля Всевышнего, чтобы все мы удостоились совершить полное раскаяние и были записаны в Книгу Хорошей Жизни и в Книгу Совершенных Праведников вместе со всем народом Израиля, и чтобы эта запись была скреплена печатью Всевышнего! Амен!