8 (800) 333-37-40

   Пятигорск:

  |  
Событие не найдено
Событие не найдено
  
ruen

Заповедь почитания отца и матери (Рав Элияу Левин). Урок 1

Эта заповедь приводится в нескольких местах Торы.

В книге Шмот – «почитай своего отца и свою мать»

В третьей книге Пятикнижия (Ваикра) – «бойтесь свою мать и отца»

Отсюда мы видим, что есть 2 части этой заповеди: почитание и страх перед родителями.

Как по отношении к родителям Тора заповедует почтение и боязнь, так и по отношению к Творцу этого мира Тора говорит почитать и бояться. Другими словами, почитание и страх перед родителями сравниваются с почитанием и страхом перед Творцом этого мира. Действительно, в древних Мидрашим говорится, что если мы достойно почитаем наших родителей, исполняем это как следует, В-вышний радуется, как будто мы почитаем его, и, напротив, если мы не почитаем родителей, В-вышний говорит: «Хорошо, что я не присутствую среди них. Если бы я был среди них, они бы меня также не уважали и унижали». Поэтому эта заповедь очень строгая.

Мы знаем, что в те времена, когда стоял Храм и у еврейского суда были все полномочия, существовали очень строгие нарушения, которые карались смертной казнью. По отношению к родителям, есть несколько таких строгих запретов. Например, запрет проклинать родителей. Он настолько строг, что если есть свидетели и есть суд, обладающий достаточными полномочиями, то за этот проступок полагается самая строгая смертная казнь «скила». Не имеет значение, живы в этот момент родители или уже скончались. Если человек бьет своих родителей или наносит увечья – это тоже карается смертной казнью.

Основа этой заповеди – умение быть благодарным. Тот человек, который исполняет эту заповедь, может быть благодарным и к Творцу этого мира, без нее невозможно служить В-вышнему.

Однажды Рава Зильберштейна спросили, что делать: дома находится отец, страдающий болезнью Альцгеймера, и сын часто не может сдержаться, отец выводит его из себя. И он позволяет себе высказать что-то отцу, хотя тот не виноват – он болен. Может, лучше сдать отца в заведение, где о нем смогут хорошо заботиться?  Рав Зильберштейн ответил: «Представь себе, что один человек должен другому деньги. Пришло время возвращать долг, должник знает, что при возвращении денег ему обязательно скажут что-то нехорошее. Но это же не является причиной не возвращать долг. Заповедь почитания отца и матери – элементарный долг перед родителями. Если отцу лучше находиться у тебя в доме, с точки зрения медицины или просто комфорта – это твой долг и у тебя нет права отдавать его в другие руки».

Есть высказывание одного известного раввина, раби Хаима Фаладжи, который жил в Турции, в городе Измир пару сотен лет назад, он пишет: «Зачем вообще Тора нам должна давать эту заповедь? Это же элементарно, даже те народы, которым не был дан Закон, также чтут отца и мать, делают максимум для них, и считают это само собой разумеющимся. Как раз для такого типа родителей, которые не совсем хорошо к нам относятся, за которыми трудно ухаживать, которые психически не совсем нормальны, или их реакция на нас неадекватна, и дана заповедь, чтобы почитать родителей в любой ситуации.»

Один из примеров, которые дает нам Талмуд: в Ашкелоне жил человек, которого звали Дама бен Нетина, он не был евреем, но для нас является примером почитания родителей. Однажды он сидел среди важных римлян, а его мать, которая была психически не совсем здорова, пришла на заседание коллегии, подошла и плюнула ему в лицо, стала рвать на нем одежды и ругаться. Он никак не реагировал, несмотря на то, что для него это было большим позором. Когда она уронила свою палку, он даже подал ее, не сказав ни слова.

В прошлом веке в Израиле в Небраке жил крупный раввин раби Авраам-Иешаягу Карелиц (Хазон-Иш). Произошла трагедия – в его городе умер отец, пожилой человек, и спустя короткое время умирает его сын. Когда раввина спросили, что это значит, он ответил: «В свое время отец не раз приходил ко мне жаловаться на своего сына, на то, что он не в силах с ним существовать, сын его унижал и плохо относился. Отец просто после смерти позвал сына на суд Торы». В самой Торе говорится: «Чтобы продлились годы твоей жизни». И мы знаем, что если Тора говорит, что исполнение этой заповеди продлевает годы жизни сына, то неисполнение этой заповеди приводит к сокращению его жизни.

Есть интересный мидраш, описанный в  Мидраш Раба. Раби Шимон Бен Гамлиэль (жил ок. 2 тыс. лет назад) сказал, что никто не почитал родителей так, как почитает он, но он никак не приблизиться к уровню почитания своих родителей Эсавом. Кто такой был Эсав? Это брат праотца Иакова. Он не был праведным человеком, но эту заповедь он исполнял полностью. Раби Шимон говорил: «Я прислуживаю родителям в обычных одеждах, но когда я выхожу на улицу, надеваю праздничную. У Эсава это было наоборот».

Мы видим, насколько эта заповедь передается следующим поколениям.

Интересный пример приводит Рав Левинштейн, который был Машгиахом ешивы Мир. Проходит много сот лет, у Эсава появляются потомки, среди которых: Амалек, Аман. Все мы хорошо знаем Пуримскую историю. Аман ведет коня , верхом сидит Мордехай. Его дочь смотрит сверху и она уверена, на коне – ее отец. И она достает ведро с помоями и выливает на того, кто идет перед конем. Она уверена, что это Мордехай, и когда Аман поднимает голову и она видит, что это ее отец, она выбрасывается из окна. С чем это связано? Это были потомки того Эсава, который так сильно почитал своего отца, и поэтому девушка не могла поступить иначе после того, как она унизила своего отца. Мы видим, что если мы воспитываем своих детей в этих традициях, это переходит и к их детям.

Я закончу рассказом, который приводит Бен-Иш Хай главный раввин Багдада, живший около 200 лет назад. Жил- был человек, у которого был старый отец, которого сын терпеть не мог и однажды выгнал отца на улицу. Внук встречает дедушку на улице, спрашивает, что тот делает? Дедушка рассказывает, что его выгнал сын, а внук спрашивает, чем я могу тебе помочь? Дедушка отвечает, на улице холодно, принеси мне что-нибудь укрыться. И вот внук приходит домой и говорит: «Папа, дедушка мерзнет, ему надо чем-то укрыться». Отец отвечает: «Иди на склад, там есть старый тулуп, дай его деду». Внук ушел, долго не возвращался, и отец пошел посмотреть, что тот делает. Приходит на склад и видит, что тот взял ножницы и режет тулуп на две части, спрашивает, зачем? «Одну часть я отнесу дедушке укрыться, а вторую я оставлю для тебя, Когда ты станешь старым, я выгоню тебя на улицу и отдам вторую часть» - ответил внук. Папа вернул дедушку домой.

Как мы поступаем с родителями, это передается и нашим детям. Если мы будем поступать как следует, так будут делать и наши потомки.

2018 © | Региональный еврейский конгресс Южного, Северо-Кавказского федеральных округов