8 (800) 333-37-40

   Пятигорск:

  |  
Событие не найдено
Событие не найдено
  
ruen

Заповедь почитания отца и матери (Рав Элияу Левин). Урок 2

На прошлом занятии мы говорили, что есть две основные части заповеди почитания родителей: есть повеление Торы их почитать и есть повеление Торы их бояться.

Что же это такое? Шульхан Арух говорит нам, что почитание родителей - это любая помощь им в том случае, если они нуждаются. Например, если они слабы – помочь им одеться, вывести на улицу, накормить, напоить и т.д. Страх перед родителями – значит не оскорблять и не делать им неприятности; например, если у родителей есть определенное место – не садиться на это место, если у папы есть определенное место в синагоге, где он молится, не занимать его. Не спорить и не перечить. Если мы захотим это сформулировать вкратце, почитание родителей – любая активная помощь им в том случае, если они нуждаются, а запрет всячески их огорчать и расстраивать – это называется страх перед родителями.

Сегодняшнее занятие я бы хотел посвятить первой части – почитанию. Но сначала мы назовем несколько важных правил, которые касаются всего этого раздела.

Очень легко и просто почитать тех родителей, которые нас воспитали и поставили на ноги, если они достойные люди. Намного сложнее исполнить эту заповедь, когда родители вели себя по отношению к нам жестко и несправедливо или вообще потеряли связь со своими детьми. Мы должны знать, что почитание должно быть и в том случае, если родители были разведены и с одним из них мы мало знакомы. Может сложиться ситуация, когда сын не знал своего отца, и вот отец появляется лет через 20-30, тем не менее,  сын обязан его почитать и уважать.

Закон почитания родителей должен исполняться как при жизни родителей, так и после их смерти. Мы знаем, что душа после смерти продолжает существовать. Мы также знаем, что важно для души умершего человека. И сын должен делать все необходимое для возвышения души его родителей, и мы будем говорить об этом позже.

Сын или дочь обязаны почитать родителей не только поступками, но и в речах, и в мыслях. Рабби Хаим Шмулевич, машгиах ешивы «Мир» говорит, что если сын или дочь не почитают своих родителей в сердце, т.е. не уважают их, будет просто невозможно исполнить заповедь почитания родителей. Прежде всего, мы должны найти в наших родителях те качества, за которых мы их можем уважать, и тогда мы сможем исполнять эту заповедь как следует. Вообще это правильно по отношению к любому человеку. Мы должны искать хорошие стороны у каждого, но в особенной степени это касается наших родителей. Тот же принцип применим и к нашей речи. Иерусалимский талмуд говорит нам, что сын, который кормит своего отца бройлерными цыплятами, может получить Геином (очень строгое наказание). Может быть и обратная ситуация, когда сын впрягает своего отца в жернова, но за это сын получает Ган Эден. Как такое может быть? Иерусалимский талмуд продолжает: если сын кормит отца вкусной и дорогой едой, но при этом на вопрос отца: «Скажи, пожалуйста, где ты это взял?», сын отвечает ему:  «Папа, кушай молча, – собаки тоже кушают молча». Мудрецы говорят, что за такие слова сын получит Геином. Может быть обратная ситуация, когда у семьи есть мельница, и сын тяжело работает, он вынужден крутить жернова; и вдруг царь созывает всех мельников в город, чтобы какое-то время работать на государственной службе. Сын подходит к папе и говорит: «Папа, кто-то из нас должен пойти работать на царя, кто-то должен остаться дома. Я попрошу тебя остаться дома и делать мою работу, крутить жернова, если ты сможешь, чтобы наше дело не встало; а я пойду работать на царскую службу. Если кого-то и будут бить – пусть бьют меня, если на кого-то и будут кричать – пусть  кричат на меня». Сын, с одной стороны, просит отца работать, но, с другой стороны, он получит Ган Эден, потому что он делает все возможное, чтобы его отцу было хорошо. То есть мы видим здесь, что важно не только делом, но и в мыслях, и в речах показать себя хорошим сыном и хорошей дочерью.

Несколько деталей о самой заповеди почитания. Итак, это любые потребности, в которых родители могут нуждаться. Одевать, кормить, поить, даже если это не жизненно важно. Мы знаем, по Закону, перед утренней молитвой нам нельзя делать никаких дел. Но если вдруг родители позвонили до утренней молитвы и им нужно помочь, например, съездить в магазин и привезти какие-то основные продукты, то я должен это сделать до молитвы. Даже если получится, что из-за этого я не смогу помолиться в миньяне, т.е. со всей общиной в синагоге, тем не менее, я должен помочь своим родителям, потому что им это важно. Могут быть какие-то вещи, которые нам кажутся прихотями, но они важны для наших родителей. Мы также должны их делать. Например, родители просят чаще звонить и давать о себе знать. Был один ученик в одной из ешивот в Израиле, который учился очень серьезно, и для него была дорога каждая минута, а папа просил звонить ежедневно. Сегодня в серьезных религиозных учебных заведениях в Израиле введен запрет на использование мобильных телефонов. Устанавливают телефон-автомат и все стоят в очереди, чтобы сделать звонок. Поэтому для ученика это была серьезная работа: он должен был оставить все и стоять в очереди к телефону-автомату ради чего? Просто сказать, что жив-здоров? Он спросил у раввина: «Что делать?». Раввин ответил: «Ты обязан делать то, что сказал отец».

Талмуд приводит следующую историю: ученики спросили Рабби Шимона Бар Йохай:  «Почему В-вышний давал в пустыне евреям манну ежедневно, кроме Субботы (как мы знаем, в пятницу выпадала двойная порция), ведь можно же было бы давать раз в месяц, раз в полгода и это было бы достаточно?» Раби Шимон Бар Йохай привел пример: был царь, у которого был сын. Царь его содержал: раз в полгода давал большую сумму, и сын приезжал и забирал эти деньги. Но в тот промежуток, когда сын не нуждался в деньгах, он просто не появлялся у своего отца. Царь же хотел видеть своего сына чаще. Что он сделал? Он стал давать ему меньшую сумму, так чтобы он смог видеть своего сына ежедневно. То же самое в пустыне В-вышний хотел постоянного общения со своим народом. Он хотел слышать наши молитвы и если бы мы получали манну раз в полгода или раз в месяц, мы бы не обращались к В-вышнему. Если это правильно по отношению к В-вышнему, то это правильно и по отношению к родителям. Если родители желают быть на связи со своими детьми, это естественно и поэтому если  у них есть такая потребность, нам нужно делать то, что они просят.

Если у родителей есть какие-то неадекватные или неисполнимые просьбы, то их исполнять необязательно: в таком случае не я делаю проблемы родителям, а они сами делают себе проблемы тем самым, что ставят неисполнимые просьбы. Если чья-то мама скажет: «Сынок, тебе нужно ехать во Владивосток, но я не хочу, чтобы ты летел на самолете, потому что они часто падают, я хочу, чтобы ты поехал на поезде», - а человек едет из другого конца России и это может занять много времени. В данной ситуации сын не обязан слушаться своих родителей. Если мама просит сына, которому уже стукнуло 35 лет, надевать теплый свитер, а ему очень жарко в этом свитере, сын не обязан это исполнять, потому что это не является прямой потребностью родителей. Но даже если он этого не делает, он обязан сделать все возможное, чтобы не ругаться и не спорить, а сделать это в мягкой форме.

Тора говорит почитать наших родителей. Мы тоже родители, у нас есть дети и нужно помочь нашим детям облегчить заповедь почитания родителей, даже если мы молоды и еще не построили свою семью, все равно это необходимо знать. Как мы себя ведем, выходя на улицу? Мы достойно одеваемся, достойно себя ведем. Но очень часто дома человек ведет себя не так, как на людях. Когда ребенок видит дома отца в разных состояниях, не вызывающих к нему уважения, этот отец, который ведет себя недостойно, усложняет сыну задачу почитать его. Если мы будем стараться вести себя достойно везде, где бы мы ни были, это облегчит нашим детям заповедь почитать нас.

Рассказ из Талмуда о Дама бен-Нетина. У Дама бен-Нетина был дорогой камень  и наши мудрецы хотели приобрести этот камень, чтобы использовать его в одежде первосвященника. Они пришли домой к Дама бен-Нетина и были готовы заплатить достаточно большую сумму – 60 тыс. денежных единиц, но Дама бен-Нетина не согласился. Сумма была очень большая и выгодная, но сделка не состоялась, потому что ключи от сейфа лежали в изголовье у его спящего отца, и сын не хотел его будить. Прошло время и в стаде того же Дама бен-Нетина родилась красная корова. Как мы знаем, это было очень редкое явление и очень важное для ритуального очищения во времена существования Храма. Мудрецы вновь пришли к нему, чтобы приобрести эту корову. Дама бен-Нетина сказал: «Я знаю, что вы за нее заплатите любые деньги, но я не буду просить у вас больше того, что потерял на предыдущей сделке». В-вышний его вознаградил, и Дама получил сполна все, что якобы потерял, почитая своего отца.

Даже если это не всегда просто, мы должны делать все возможное, чтобы не расстраивать наших родителей, почитать и уважать их.

2018 © | Региональный еврейский конгресс Южного, Северо-Кавказского федеральных округов