8 (800) 333-37-40

   Пятигорск:

  |  
Событие не найдено
Событие не найдено
  
ruen

Заповедь почитания отца и матери (Рав Элияу Левин). Урок 3

Мы уже говорили, что существует две основные части этой заповеди -  заповедь почитать родителей и заповедь бояться родителей.

Про почитание мы говорили на втором занятии, а сегодня мы поговорим о страхе. Что это собой представляет, и как мы можем это исполнить.

Перейдем сразу же к примеру. Если у папы или мамы есть определенное место в доме, то детям нельзя его занимать. Это может быть персональный стул, кресло или место за столом, где сидят только папа или мама. Детям занимать это место нельзя. Если папа и сын работают в офисе вместе, и у папы есть конкретный стул, то сын и в офисе не может занимать это место. Другие – могут, а он – нет. Допустим, у папы или мамы есть место в синагоге, где они постоянно молятся. Сын или дочь не имеют права стоять на месте своих родителей.

Нельзя называть родителей по имени. Если в помещение находится человек, которого зовут так же, как папу, к нему тоже нельзя обращаться по имени, чтобы папа не подумал, что обращаются к нему, поскольку по отношению к отцу это неуважение.

В некоторых восточных общинах ("сфарадим") принято называть внуков именем живого дедушки – это считается уважением к дедушке. Например, внука назвали в честь дедушки Йосефа. Если сын с внуком пришли навещать дедушку, сын не может назвать ребенка именем «Йосеф» в присутствии дедушки, чтобы дедушка не подумал, что неуважительно обращаются к нему, как быть? Можно позвать «подойди, сынок», не упоминая имени или изменить имя сына таким образом, чтобы дедушка понял, что обращаются не к нему, например, назвать ребенка «Йося». Это касается и папы, и мамы.

Будить родителей также нельзя. Это в том случае, если самим родителям это не нужно. Например, у папы скоро будет рейс и, если его не разбудить, он может проспать свой вылет – в данной ситуации разбудить отца не только можно, но и нужно. Тот же закон применим и к другим подобным ситуациям, когда родители хотели бы чтобы их разбудили.

Не перечить, не спорить с родителями – это тоже часть заповеди страха перед родителями. Если сын и отец работают в офисе и сын, проверяя счета, видит, что папа ошибся, сын не должен говорить об этом прямо. Нужно показать отцу лист и сказать: «папа, не кажется ли тебе, что здесь есть какая-то ошибка?» Нужно постараться это сказать таким образом, чтобы отца это не оскорбило.

Для родителей очень важно не провоцировать детей. Что я имею в виду? Иногда родители, зная, что дети должны их почитать, немного злоупотребляют своими правами, т. е. дают им поручения, которые сами могли бы сделать. Если нет прямой необходимости, не следует слишком порабощать детей — это облегчит им исполнение заповеди почитания родителей.

Я вам опишу ситуацию, которая поможет объяснить, насколько важна заповедь почитания родителей. Представим себе, что молодой человек, доктор экономики, сидит в кабинете и разрабатывает программу по спасению страны от экономического кризиса. Его мама, простая женщина, готовит обед. Она стучит в дверь и говорит: «Боря, я хочу сделать картошки на обед, но у меня нет маргарина. Ты не можешь сбегать в ближайший универсам?» Как будет себя чувствовать Боря? Он занимается делом государственного масштаба, и тут он должен бежать за маргарином? Да, он должен бежать за маргарином.  Наши мудрецы сравнивают почитание и страх перед родителями с почитанием и страхом перед Творцом. Если бы сам В-вышний обратился к нему непосредственно в этот момент, несомненно, молодой человек тотчас вышел бы из кабинета и побежал. Точно так же он должен поступить и в том случае, если к нему обращается мама, даже с такой обыденной просьбой.

Существует закон, согласно которому мы не можем пользоваться трудом родителей. Нельзя использовать родителей для своих нужд, например, если соль стоит на другом конце стола, я не могу сказать: «Мам, дай, пожалуйста, соль». Я или сам должен встать, или спросить: «Нет ли на конце стола соли?» Чтобы родители сами поняли и передали. Если родители поехали в магазин за покупками, я не могу напрямую просить: «Папа, купи первое, второе и третье». Но я могу сказать следующим образом: «В доме сейчас закончился рис и молоко». Если они сами поймут и купят, хорошо. Но напрямую просить их делать что-нибудь для себя нельзя. Это считается пренебрежением. Попросить в форме намека - можно, но в прямой форме – нельзя.

Для тех, кто живет в Европе, иногда может казаться, что эти правила несколько устарели. Есть страны, в которых нормально обращаться к родителям по имени, дети и родители общаются по-дружески. Могут ли родители по закону Торы простить детям законы их почитания? На самом деле да. Родители могут разрешить детям и сидеть на их месте, и могут позволить не вставать, когда те заходят в помещение. Все, кроме обращения к родителям по имени, допускается разрешить. Однако следует ли это делать? Есть несколько причин не прощать детям эту заповедь и дать им возможность почитать родителей в полной мере. Заповеди Торы помимо их основного значения (и об этом пишут мудрецы), имеют очень важную цель – изменить нас самих. Мы можем считать, что заповедь почитания родителей нужна родителям, но это не совсем правильно - она во многом нужна самим детям. Когда ребенок учится почитать родителей, это воспитывает ребенка, он учится уважению к другому человеку. Ребенок учится быть благодарным, и это становится частью его воспитания. Когда этот человек вырастет, он сможет уважать другого. Когда мы выбираем невесту для наших сыновей, один из важных факторов при выборе – насколько эта невеста уважает своих родителей. Если она уважает своих родителей, наверняка она сможет так же уважать и своего мужа.

Еще один момент. Мы стремимся вырастить своих детей достойными людьми и хотим, чтобы они прислушивались к нашим словам. Если мы стерли все рамки, став "друзьями", и нет никакой дистанции, ребенку очень трудно понять, почему он должен прислушиваться к тому, что говорит человек одного с ним уровня. Когда есть дистанция, когда есть почитание, ребенок принимает наши слова, слушает и растет воспитанным человеком, и для нас это тоже важно. Поэтому для воспитания самих детей очень важно дать возможность детям соблюдать эту заповедь. При этом мы, конечно, должны постараться облегчить им ее исполнение. 

На этом мы завершаем третье занятие. Всего вам самого наилучшего!

2018 © | Региональный еврейский конгресс Южного, Северо-Кавказского федеральных округов